В МОАУ "СОШ №12" функционирует музей «Патриот», главной целью работы которого является привлечение обучающихся к общественно значимой деятельности, включение их в разнообразные социальные отношения, способствующие усвоению социального опыта и ценностных ориентаций.
Музей – активно действующее звено в деле формирования личности. Социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий способствует заполнению их досуга.
Одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев является экскурсия, которая создает благоприятные условия для усвоения информации.
Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В школьных музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Во время музейных экскурсии очень часто используется метод чувственного восприятия.
Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятия в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. У детей формируется уважительное отношение к музеям. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными.
За время существования музея накоплен богатый материал и опыт музейной работы. Наш музей имеет историко-краеведческую направленность, что дает возможность рационально использовать его в учебном процессе и воспитательной работе.
Деятельность музея в образовательном пространстве школы заключается в сочетании традиционных технологий и музейной педагогики сотрудничества, в тесном взаимодействии Совета музея и социума.
В школьном музее учащиеся активно проводят поисковую и исследовательскую работу, разрабатывают проекты: «История одной вещи», «Моя родословная». Музей активно участвует в издательской деятельности школы, издает собственные буклеты, готовит статьи для школьного пресс-центра «Родник».
Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в различных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации.
Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме – символической встрече прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника.