В 2015 году в рамках Федеральной программы «Доступная среда» в школу было поставлено оборудование для детей-инвалидов. Сначала школа получила аппаратно-программные комплексы для слабовидящих, слабослышащих обучающихся и для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП), а затем оборудование для сенсорной комнаты.
Сенсорная комната - это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития, способствующая улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов заболеваний. После занятий учащиеся чувствуют себя отдохнувшими, с новыми силами.
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
- создание в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №12 города Бузулука Оренбургской области» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Программа «Доступная среда» в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №12 города Бузулука Оренбургской области» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Организована совместная деятельность педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда».
Результативность:
- обеспечивает возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
- формируются условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ;
- наблюдается позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
- реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся.
Организация работы в сенсорной комнате
Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- создание положительного эмоционального состояния;
- формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
- облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
- формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей);
- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей).
Количественный состав группы: до 5 человек или индивидуально.
Принцип комплектования группы: добровольное участие.
Предполагаемый результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.
Условия обеспечения эффективной деятельности сенсорной комнаты
- Создание чувства безопасности, защищённости;
- Возрастное соответствие;
- Сочетание статичного и динамического положения детей;
- Наглядность (активное использование предметной среды);
- Дифференцированный подход (учёт индивидуальных особенностей).